Паломническая служба

Архангельская епархия Русской православной церкви

Архангельская область, Россия, ближнее и дальнее зарубежье


Лешуконье и Пинежье (Красногорский монастырь)

Лешуконье и Пинежье (Красногорский монастырь)
9-10 февраля (суббота-воскресенье)
Лешуконье и Пинежье (Красногорский монастырь), 6000 руб. (транспорт, проживание, экскурсии, питание).

Историческая справка:

Красногорский монастырь  расположен в Пинежском районе Архангельской области, в 15 км от п. Пинега. Расстояние от Архангельска - около 200 км.

История основания Красногорского монастыря Архангельской области началась в 1603 году, когда нaстоятелю Кевроло-Воскресенского мoнастыря - схимнику Вaрлааму, имевшему старинный список с Владимирской иконы Божией Матери, во сне пришло видение, что икону он должен вручить священнику Мирону – будущему основателю нового монастыря на Черной горе. После того, как к игумену наяву пришел вдoвый священник Мирoн, cлуживший в одном из приходов на р. Пинeга, в 1604 г. на горе уже соорудили крест с чудотворной иконой. А в 1606 г. у царя Василия Шуйского было получено разрешение на строительство небольшого деревянного храма Черногорского монастыря. Священник Мирон принял монашеский постриг под именем иеромонаха Макария и приступил к строительству храма на горе, переименованной в Красную. Так монастырь, соответственно, стал Красногорским. В 1629 г. в Красногорском монастыре в Архангельской области появился еще один образ Богоматери – Грузинской, приобретенной в пожертвование ярославским купцом Лыткиным, купившем её за очень большие деньги в Персии. Грузинская икона Божией Матери была из Грузии, находившейся под захватом Персии.

Главным меценатом в строительстве каменной церкви и пожертвований был известный богатый купец Лыткин. В конце XVII в. обитель пережила пожар. В 1723 г. был основан каменный храм чудотворной Грузинской иконы Божьей Матери на частные пожертвования и деньги императрицы Анны Иоанновна. В XIX в. построены два одноэтажных каменных дома для настоятеля и братии, высокая изба с амбарами и кладовою, трапезная и гостиница; деревянная ограда заменена каменной, а внутреннее убранство храма оштукатурено и расписано "живописью по стенам".

Слава о монастыре вышла далеко за пределы Пинежья. На территории Красногорского монастыря в Архангельской области захоронен князь В. В. Голицын, скончавшийся в Пинеге в 1714 г. В 1899 г. монастырь посетил сын императора Александра II великий князь Владимир. В 1920 г. монастырь был разорён и закрыт, а обе монастырские иконы — Грузинская и Владимирская — пропали. В зданиях монастыря располагалась коммуна, лагерь отдыха для детей, психоневрологический интернат.

В настоящее время Красногорский монастырь в Архангельской области недействующий. От великолепного каменного храма сохранились только выщербленные стены с полустертыми фресками лика святых. В 2006 г. восстановлено жилое здание монастыря, пристройки; обустроена прилегающая территория. Восстанавливается колокольня.
Объект № 9644, 1 декабря 2011 г.

Преподобный Макарий Красногорский

†1640

Об этом подвижнике Архангельской земли известно немного. С его именем связана история основания Красногорского монастыря, который находился «на высокой горе, на правом берегу реки Пинеги в 16 верстах от уездного города того же имени и в 195 верстах от г. Архангельска» (33, 47). В монастыре хранились две известные по всей Архангельской губернии и за ее пределами святыни – чудотворные иконы Божией Матери «Владимирская» и «Грузинская».

По сведениям архимандрита Никодима, преподобный Макарий «до принятия монашества назывался Мироном и был священником Юрольского прихода Пинежского уезда» (2, 129 – 130). Село, в котором он служил, находилось на левом берегу реки Пинеги. В двух верстах от сельского храма возвышалась гора, «заросшая густыми, вековыми лесами, пугающая своими непроходимыми дебрями» (33, 48). Называлась эта гора Черной. Неподалеку от нее жил священник отец Мирон. Вероятно, тогда он был еще не старым человеком, однако уже успел испытать немало горя и убедиться в призрачности земного счастья, потеряв жену. Судьбу его в одночасье изменило чудесное событие.

В пинежском селе Кевроле в храме Воскресения Христова служил игумен Варлаам. В числе принадлежавших ему икон был чудотворный образ Владимирской Божией Матери. Когда Варлаам состарился, то, предчувствуя скорую кончину, решил передать икону в надежные руки. Когда он уже собрался отдать чудотворный образ одному благочестивому человеку, ему во сне «явилась некая световидная Жена и повелела отдать эту икону «вдовому иерею Мирону» с тем, чтобы она была отнесена на Черную гору, и там был основан монастырь» (33, 48). Варлаам понял, что ему явилась Сама Матерь Божия. Он поспешил передать икону священнику Мирону, рассказав ему о своем удивительном сне.

Отец Мирон поспешил исполнить повеление Пресвятой Девы: он перенес Владимирскую икону на Черную гору и поставил там крест, а сам принял монашество с именем Макарий. Произошло это в 1604 году. В 1612 году ему довелось освидетельствовать мощи праведной Параскевы Пиринемской. Причиной того, что на него было возложено такое ответственное поручение, было, возможно, уважение церковных властей, которым пользовался преподобный Макарий за свою подвижническую жизнь.

В 1640 году преподобный скончался в Красногорском монастыре. Место погребения его впоследствии было утрачено. «В самом Красногорском монастыре память о преподобном Макарии совершенно забылась и место погребения его неизвестно» (23, 36), – писал в 1901 году архимандрит Никодим.

Память о преподобном Макарии сохранилась благодаря основанию им монастыря. Сначала эта обитель по имени горы, на которой она стояла, звалась Черногорской. Впоследствии же, в тридцатые годы XVII столетия, она стала называться Красногорской. «Наименование это монастырь получил от красивого вида, сообщенного этому месту трудом иноков» (33, 48).

Как известно из старинного описания Красногорской обители, «непривлекательный на вид, скудный постройками и бедный по средствам и количеству братии, монастырь на первых порах своего существования представлял убогую пустынь. Благосостояние обители значительно улучшилось со времени перенесения сюда чудотворной Грузинской иконы Божией Матери, поклонение которой привлекало множество богомольцев и располагало их к приношениям и жертвам» (33, 48 – 49). Об этой святыне следует рассказать подробнее.

Грузинская икона получила свое название по своему первоначальному местонахождению. После завоевания Грузии персами в 1622 году она была приобретена приказчиком ярославского купца Григория Лыткина у персидского торговца. По откровению свыше купец Лыткин подарил ее Красногорскому монастырю.

«В Красногорской обители икона прославилась многочисленными чудесами» (64, 542). Как только она была привезена в обитель, от нее стали совершаться исцеления. Первый такой случай произошел со слепоглухим монахом Питиримом. В 1650 г. Новгородский митрополит Иона исследовал описания чудес от Красногорской иконы и установил день ее празднования 22 августа. В конце XVII века архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) поручил смотрителю московской типографии Федору Поликарпову составить канон в честь чудотворной иконы, что и было исполнено. Тогда же, в 1698 году, архиепископ Афанасий повелел «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией помощи и Ее, Богоматери, милости», ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск (64, 543).

Из года в год, три столетия подряд, совершались эти путешествия иконы из Красногорского монастыря и обратно. Ежегодно 26 августа она прибывала в Архангельск, где оставалась до третьего воскресенья Великого Поста. Затем неделю образ находился в Холмогорах. После торжественного совершения перед ним «вечерни и молебствия» молящиеся шли крестным ходом до Введенского храма Холмогорского Успенского женского монастыря, провожая икону в обратный путь. В экипаже ее везли приблизительно шестнадцать верст до Красногорской обители (56, 64). В царствование Алексея Михайловича икону «носили в Сибирь на Лену, а также во многие внутренние города России – например, Устюг, Вологду, Переславль-Залесский, Москву…» (64, 543).

В 1920 году Красногорский монастырь был закрыт и разорен. В опустевших зданиях монастыря располагалась коммуна, потом – лагерь отдыха для детей. Последние насельники обители, которых по старости и болезни не удалось выслать, умерли в конце тридцатых годов…

Судьба чудотворных Грузинской и Владимирской икон после закрытия Красногорского монастыря неизвестна. Сохранился отчет архиепископа Архангельского Леонтия в Московскую Патриархию (по данным Д. Иванова за 1946 год), в котором упоминается, что Грузинскую икону носили во время крестного хода в 1946 году в Архангельске. Других сведений о судьбе этого чудотворного образа нет (56, 64).

Запись и вопросы по телефону: 8 911 658 98 22
Группа: https://vk.com/arh_palomnik
Контакт для вопросов: https://vk.com/id29935627
Электронная почта: arhpalomnik@yandex.ru
Адрес: 163 002, Архангельск, ул. Урицкого, 47, каб. 206
×
×