Паломническая служба

Архангельская епархия Русской православной церкви

Архангельская область, Россия, ближнее и дальнее зарубежье

26 Ноября 2020

Преподобномученик Вениамин (Кононов)

Преподобномученик Вениамин (Кононов)
#это_наши_святые


В 1920 году, спустя месяц после взятия Архангельска частями Красной Армии, на Соловки прибыла Особая комиссия Губревкома, начались обыски и ограбления монастыря, вывоз ценностей, которые удалось обнаружить, запасов продовольствия. В том же году архимандрит Вениамин и его ближайший помощник иеромонах Никифор (Кучин) были арестованы и отправлены на принудительные работы в Холмогоры, в только что организованный там концентрационный лагерь.

После двух лет лагерных мытарств архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор были освобождены. К этому времени Соловецкий монастырь уже упразднили, а через год, в 1923 г., превратили в концлагерь.

По совету бывшего послушника Соловецкого монастыря Степана Маркеловича Антонова, летом 1926 г. монахи переехали в село Часовенское Архангельской области к сестре Степана Анне Антоновой и этим же летом Степан Маркелович и другой бывший насельник Гулин Прокопий Ульянович соорудили для них в глухом лесу небольшую избу на расстоянии сорока верст от ближайшего населенного пункта — деревни Коровкинской.

Жизнь архимандрита Вениамина и иеромонаха Никифора в скиту на Волкоозере проходила «в молитвах и постоянных трудах». Они ловили рыбу, выращивали овощи, ко­торыми и питались. Обстановка их лесной кельи была бедной и убогой. Единственные «ценности» — самовар, кофейник да еще настольные часы. В лесной глуши, вдали от людей, изгнанники-монахи прожили три года.
В апреле 1928 го­да, накануне праздника Пасхи, два молодых человека, местный Степан Ярыгин и Владимир Иванов, пришлый комсомолец, решили огра­бить монахов.
Шел вторник Светлой седмицы. Архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор совершали праздничное вечернее богослужение.
Когда совсем стемнело, Иванов и его сообщник подошли к избушке и начали через окна стрелять в монахов. Стрелял Иванов. Однако ограбить избушку не смогли: обуял страх. Они так и не посмели войти в келью. Забрались только на чердак, где прихватили кое-какие немудрящие вещи убитых монахов, а также керосин. Они облили из­бушку снаружи, а затем подожгли. В это время мученики-иноки были еще живы: на следствии Иванов говорил, что слышал их крики.
Придя в очередной раз проведать отшельников, Степан Маркелович обнаружил два обгорелых скелета и похоронил их. Он заставил милицию провести следствие – убийцы были наказаны.

Так, мученическим венцом завершилась земная жизнь по­следнего архимандрита Соловецкого монастыря, преподобномученика Вениамина и его верного ученика Никифора, которые удостоились «ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».

Преподобномученик Вениамин (Кононов) прославлен в Соборе святых Архангельской митрополии.

#последний_приют_неугодных